Аэродром возле Садуново Букавльно в двух километрах (по прямой) от Садуново в годы войны находился аэродром.
Впервые упоминание о нём я нашёл как о "создаваемом в 1941 году партизанском аэродроме в Янино".
Затем мы совершали с Чиком велопрогулку Ильинское-Устиново-Янино-Ильинское и воочию осмотрели хорошо сохранившиеся аеродромные постройки. Местные сказали, что в 70-е годы здесь находился аэродром сельхозавиации.
Затем, изучая материалы по ИЛ-2, найденному в районе Дубны, я наткнулся на информацию о том, что "16.05.1943 аэродром Воронцово,34 зап, пилот убрал шасси на взлете, упал на фюзеляж ". Оказалось , что в Воронцово находился в 43-44 гг запасной авиаполк, ведущий подготовку лётчиков.
И всё же, самый близкий наслённый пункт - Садуново !
Начнём же исследовать эту неизвестную страницу садуновской истории:

Ниже приведены материалы, собранные Коноровым В.Ю. (г.Дубна), при поисках и восстановлении самлёта ИЛ-2, найденного в районе Дубны

34 ЗАП входил в состав 3-й авиабригады Резерва Главного Командования,
имеющей аэроузел со следующими аэродромами:

- Дядьково - 12 км севернее г. Дмитров;
- Борки - 10 км южнее г. Кимры;
- Набережная - 8 км северо-восточнее г. Королев;
- Клин - 3 км северо-западнее г. Клин;
- Юркино - 4 км восточнее г. Талдом;
- Подсолнечная - 1 км севернее г. Солнечногорск;
- Крюково - 19 км северо-западне г. Химки;
- Гари - 18 км южнее г. Талдом;
- Воронцово - 20 км северо-западнее г. Кимры.

(прим.А.Н.: можно предположить, что некоторые из аэродромов были привязаны к церковным шпилям, как ориентирам )

Штаб 3-й авиабригады находился в Клину, потом в Орудьево.
Между штабом и аэродромами была установлена регулярная воздушная связь.
Дважды в день штабной самолёт ПО-2 доставлял и забирал у подразделений оперативную почту.
С весны 1942 года, самолёты с заводов изготовителей начали поступать не в боевые полки,
а в соответствующие запасные авиабригады, где облётывались,
доводились до боевой готовности и после этого отправлялись на фронт вместе с подготовленными экипажами.

34 ЗАП.
Сформирован на основании постановления ГКО №853 от 31.10.41
на базе 15 ВАШП. На первом этапе полк имел задачу сформировать и обучить 4 ближне-бомбардировочных полка на самолетах У-2. Полк задачу выполнил в срок к 1.1.42.
С февраля 42 г полк переформирован для подготовки экипажей на ИЛ-2.
Выход полк стал давать только с 7.42 из-за отсутствия учебных пособий, кадров владеющих ИЛ-2,
учебных и одноместных ИЛ-2, а также несоответствия аэродрома и отсутствия погоды.
За 1942 г полк подготовил 4 полка и 154 одиночных экипажа на ИЛ-2.
В апреле 1943 г полк перебазировался на аэродромы в районе Кимры:
1 и 2 АЭ – Воронцово (25 км сев-зап Кимры),
3 и 4 АЭ - аэродром Борки (6 км южнее Кимры),
штаб и службы обеспечения в г. Кимры
(Директива команд. ВВС МВО №3856 от 10.4.43 г).
С мая полк приступил к обучению по 2 разделу программы переучивания – сначала инструкторского состава, потом переменного.
В течение лета в силу большого разброса подразделений весь полк был стянут в Борки.
До августа 1943 г полк был в подчинении штаба ВВС МВО, с 22.8.43 г вошел в состав 3 ЗАБр РГК.
За 1943 г полк подготовил маршевые полки 723 и 611 ШАП и 320 одиночных экипажей,
из них 221 по 1 разряду и 99 по 2 разряду переучивания.
За 1943 г полк получил с заводов 440 самолетов ИЛ-2 и отправил из них на фронт 259.
С 1.1 по 15.6.44 г полк получил 2 самолета ЛА-5 для обучения
воздушному бою с ИЛ-2.
За первое полугодие полк подготовил 104 летчика, из них 41 – по 1, 63 – по 2 разряду переучивания. Обучено 100 человек младших авиаспециалистов 1926 г.
Получено с заводов 376 и отправлено на фронт 491 ИЛ-2.
Полк перебазировался в Кимры с 20.4 по 17.5.43 г.
Из Ижевска в Борки перелетело 74 самолета ИЛ-2 (около 70) и У-2. Перелет 126 часов, 107 посадок без летных происшествий.
Эскадрильи приступили к полетам с 11.5.43 г. Командир полка п/полк Филиппов, Начальник штаба майор Шведов.
Приказ 11.5.43 г. Расформировать 5 АЭ, 9 ИЛ-2 переданы в 1, 2 и 3 АЭ.
4 АЭ – нештатная, обучала на У-2.
Приказ 4.6.43 г. Получены с заводов 8 ИЛ-2. Переданы в ремонт в 140 САМ 6 ИЛ-2.
Приказ 5.6.43 г. Получены от 723 ШАП 16 ИЛ-2.
Приказ 7.6.43 г. Получены с завода 5 ИЛ-2.
Приказ 11.6.43 г. 25 пилотов убыло в 5 ЗАП (Пензенская обл)
Приказ 14.6.43 г. Получены с завода 3 ИЛ-2.
Приказ 17.6.43 г. Получены с завода 4 ИЛ-2. Сданы в ремонт в 140
САМ 3 мотора. Прибыла для работы с матчастью бригада завода № 30 5 человек.
Приказ 25.6.43 г. Переданы в 140 САМ 3 ИЛ-2. 1 ИЛ-2 передан в распоряжение ген-майора Аладинского.
Приказ 29.6.43 г. Списаны 4 ИЛ-2 как аварийные.
Приказ 7.7.43 г. Переданы в 723 ШАП 32 ИЛ-2, в 4 дивизию ШМАС 3 ИЛ-2, в ремонт в 140 САМ 3 ИЛ-2.
Приказ 13.7.43 г. Переданы в 15 ВА 5 ИЛ-2, в ремонт в 140 САМ 1 ИЛ-2.
Приказ 31.7.43 г. Переданы в 13 ВА 7 ИЛ-2, в ремонт в 140 САМ 2 ИЛ-2.
Приказ 5.8.43 г. Получен с завода 1 ЯК-6.
Приказ 11.8.43 г. Окончено формирование 723 ШАП.
Приказ 28.8.43 г. Получены с завода 11 ИЛ-2, переданы в
распоряжение ген-лейтенанта Красовского 12 ИЛ-2, в ремонт в 140 САМ 3 ИЛ-2.
Приказ 30.8.43 г. Получены с завода 11 ИЛ-2.
Приказ 31.8.43 г. Получены с завода 6 ИЛ-2.
Приказ 4.9.43 г. Получены с завода 12 ИЛ-2.
Приказ 5.9.43 г. Получены с завода 8 ИЛ-2.
Приказ 23.10.43 г. Полагать на лицо летный состав 611 ШАП 33 человека.
Приказ 26.11.43 г. Переданы в 8 ВА 30 ИЛ-2, в 569 ШАП 14 ИЛ-2.
За июнь полк налетал 640 часов, совершил 1982 посадки. С 16 по 23.6.43 6 ЧП (4 аварии, 2 вынужденных посадки). 26 одиночных экипажей отправлено в части.
За август полк налетал 336 часов, совершил 1104 посадки.
На фронт отправлено 12 летчиков и 12 стрелков с самолетами.
Подготовлено 33 экипажа 723 ШАП и отправлено на фронт.
На 29.10.43 в полку постоянного технического состава: 1 АЭ – 12 ИЛ-2, 2 АЭ – 13 ИЛ-2, 3 АЭ – 10 ИЛ-2.
Приказ 7.1.44 г. Начальником гарнизона Клетино назначен командир 624 ШАП майор Масликов. Приказ 16.1.44 г. 39 парашютов переданы экипажам, убывшим на фронт. Приказ 6.2.44 г. За хорошую и отличную работу по подготовке самолетов к отправке на фронт объявляю благодарность… по автороте шоферу красноармейцу Жандарову. Приказ 11.2.44 г. 29 парашютов переданы экипажам, убывшим на фронт. 15 парашютов передано в 621 ШАП, убывший на фронт. Приказ 24.2.44 г. Вступил в командование полком подполковник Молдавский. Приказ 2.3.44 г. 55 парашютов переданы экипажам, убывшим на фронт. Приказ 26.4.44 г. 18 парашютов переданы экипажам, убывшим на фронт. 15.7.46 34 ЗАП расформирован. Сформирован на основании постановления ГКО №853 от 31.10.41 на базе 15 ВАШП. На первом этапе полк имел задачу сформировать и обучить 4 ближне-бомбардировочных полка на самолетах У-2. Полк задачу выполнил в срок к 1.1.42. С февраля 42 г полк переформирован для подготовки экипажей на ИЛ-2. Выход полк стал давать только с 7.42 из-за отсутствия учебных пособий, кадров владеющих ИЛ-2, учебных и одноместных ИЛ-2, а также несоответствия аэродрома и отсутствия погоды. За 1942 г полк подготовил 4 полка и 154 одиночных экипажа на ИЛ-2. В апреле 1943 г полк перебазировался на аэродромы в районе Кимры: 1 и 2 АЭ – Воронцово (25 км сев-зап Кимры), 3 и 4 АЭ - аэродром Борки (6 км южнее Кимры), штаб и службы обеспечения в г. Кимры (Директива команд. ВВС МВО №3856 от 10.4.43 г). С мая полк приступил к обучению по 2 разделу программы переучивания – сначала инструкторского состава, потом переменного. В течение лета в силу большого разброса подразделений весь полк был стянут в Борки. До августа 1943 г полк был в подчинении штаба ВВС МВО, с 22.8.43 г вошел в состав 3 ЗАБр РГК. За 1943 г полк подготовил маршевые полки 723 и 611 ШАП и 320 одиночных экипажей, из них 221 по 1 разряду и 99 по 2 разряду переучивания. За 1943 г полк получил с заводов 440 самолетов ИЛ-2 и отправил из них на фронт 259. С 1.1 по 15.6.44 г полк получил 2 самолета ЛА-5 для обучения воздушному бою с ИЛ-2. За первое полугодие полк подготовил 104 летчика, из них 41 – по 1, 63 – по 2 разряду переучивания. Обучено 100 человек младших авиаспециалистов 1926 г. Получено с заводов 376 и отправлено на фронт 491 ИЛ-2. Полк перебазировался в Кимры с 20.4 по 17.5.43 г. Из Ижевска в Борки перелетело 74 самолета ИЛ-2 (около 70) и У-2. Перелет 126 часов, 107 посадок без летных происшествий. Эскадрильи приступили к полетам с 11.5.43 г. Командир полка п/полк Филиппов, Начальник штаба майор Шведов. Приказ 11.5.43 г. Расформировать 5 АЭ, 9 ИЛ-2 переданы в 1, 2 и 3 АЭ. 4 АЭ – нештатная, обучала на У-2. Приказ 4.6.43 г. Получены с заводов 8 ИЛ-2. Переданы в ремонт в 140 САМ 6 ИЛ-2. Приказ 5.6.43 г. Получены от 723 ШАП 16 ИЛ-2. Приказ 7.6.43 г. Получены с завода 5 ИЛ-2. Приказ 11.6.43 г. 25 пилотов убыло в 5 ЗАП (Пензенская обл) Приказ 14.6.43 г. Получены с завода 3 ИЛ-2. Приказ 17.6.43 г. Получены с завода 4 ИЛ-2. Сданы в ремонт в 140 САМ 3 мотора. Прибыла для работы с матчастью бригада завода № 30 5 человек. Приказ 25.6.43 г. Переданы в 140 САМ 3 ИЛ-2. 1 ИЛ-2 передан в распоряжение ген-майора Аладинского. Приказ 29.6.43 г. Списаны 4 ИЛ-2 как аварийные. Приказ 7.7.43 г. Переданы в 723 ШАП 32 ИЛ-2, в 4 дивизию ШМАС 3 ИЛ-2, в ремонт в 140 САМ 3 ИЛ-2. Приказ 13.7.43 г. Переданы в 15 ВА 5 ИЛ-2, в ремонт в 140 САМ 1 ИЛ-2. Приказ 31.7.43 г. Переданы в 13 ВА 7 ИЛ-2, в ремонт в 140 САМ 2 ИЛ-2. Приказ 5.8.43 г. Получен с завода 1 ЯК-6. Приказ 11.8.43 г. Окончено формирование 723 ШАП. Приказ 28.8.43 г. Получены с завода 11 ИЛ-2, переданы в распоряжение ген-лейтенанта Красовского 12 ИЛ-2, в ремонт в 140 САМ 3 ИЛ-2. Приказ 30.8.43 г. Получены с завода 11 ИЛ-2. Приказ 31.8.43 г. Получены с завода 6 ИЛ-2. Приказ 4.9.43 г. Получены с завода 12 ИЛ-2. Приказ 5.9.43 г. Получены с завода 8 ИЛ-2. Приказ 23.10.43 г. Полагать на лицо летный состав 611 ШАП 33 человека. Приказ 26.11.43 г. Переданы в 8 ВА 30 ИЛ-2, в 569 ШАП 14 ИЛ-2. За июнь полк налетал 640 часов, совершил 1982 посадки. С 16 по 23.6.43 6 ЧП (4 аварии, 2 вынужденных посадки). 26 одиночных экипажей отправлено в части. За август полк налетал 336 часов, совершил 1104 посадки. На фронт отправлено 12 летчиков и 12 стрелков с самолетами. Подготовлено 33 экипажа 723 ШАП и отправлено на фронт. На 29.10.43 в полку постоянного технического состава: 1 АЭ – 12 ИЛ-2, 2 АЭ – 13 ИЛ-2, 3 АЭ – 10 ИЛ-2. Приказ 7.1.44 г. Начальником гарнизона Клетино назначен командир 624 ШАП майор Масликов. Приказ 16.1.44 г. 39 парашютов переданы экипажам, убывшим на фронт. Приказ 6.2.44 г. За хорошую и отличную работу по подготовке самолетов к отправке на фронт объявляю благодарность… по автороте шоферу красноармейцу Жандарову. Приказ 11.2.44 г. 29 парашютов переданы экипажам, убывшим на фронт. 15 парашютов передано в 621 ШАП, убывший на фронт. Приказ 24.2.44 г. Вступил в командование полком подполковник Молдавский. Приказ 2.3.44 г. 55 парашютов переданы экипажам, убывшим на фронт. Приказ 26.4.44 г. 18 парашютов переданы экипажам, убывшим на фронт. 15.7.46 34 ЗАП расформирован.
sadunovo@narod.ru

На главную старницу "САДУНОВО"

Hosted by uCoz
bestlviv.at.ua | mebel.ucoz.co.uk | mediko-blogger.ucoz.com.br | coolsite.ucoz.kz